ДИНАСТИЯ. Выставка Айдара Ишемгулова

9 апреля, 2011 - 30 июня, 2011

Персональный проект Айдара Ишемгулова. 

Становление индивидуального художественного мировосприятия Айдара проходило под влиянием творчества его отца – художника-монументалиста Дамира Ишемгулова. В его работах, созданных в эти десятилетия, обнаружила себя прочная преемственная связь с традициями башкирского фольклора, а также с живописными открытиями представителей русского авангарда начала ХХ века, для которых одним из главных источников вдохновения являлось народное искусство, так называемая художественная культура примитива.

 

Эти традиции станут одним из главных ориентиров и для Айдара, который обратился к деревянной скульптуре как виду искусства, где физическая сопротивляемость материала, его весомость, грубоватость фактуры становятся основными выразительными средствами, формирующими образ. Примечательно, что длительная практика Айдара в сфере живописи в известной степени сказалась и в работе над скульптурными произведениями, где мастер в ряде случаев применяет раскраску как один из значимых компонентов эстетической выразительности произведения. Таковы скульптуры «Матрос» и «Борьба», где использование декоративных возможностей цвета позволяет не только выявить и подчеркнуть основные пластические объемы, но и придать образу большую определенность, «приблизить» его к зрителю.

 

В то же время в таких работах, как «Натягивающий лук», «Мыслитель», «Мельничный жернов», «Гармонист», «Конь» условность формы обретает самостоятельную художественную значимость. Творческое переосмысление пластического языка произведений Цадкина, Архипенко и Бранкузи – крупнейших скульпторов-новаторов начала ХХ века, а также потрясающих своей лаконичной угловатой мощью древних тюркских памятников, сохранившихся на Урале и на Алтае, позволило Ишемгулову создать образы современные и вместе с тем органически связанные с многовековой художественной культурой целого этноса.

В работах этого мастера важна не только способность убедительно передать момент усилия, большого физического напряжения, наполняющего условную форму огромной пластической энергетикой. Статичность композиционного решения также является осознанным художественным приемом, сообщающим произведению, созданному из грубого блока дерева или огромного пня, подчеркнутую монументальность, материальность, весомость. В этом заключается еще одна важная черта творчества Айдара, который в ряде своих скульптур воссоздает образы народного фольклора, появлявшиеся в живописных работах его отца.

 

В целом в его творчестве Ишемгулова можно выделить несколько скульптурных серий, которым сам автор дает название в соответствие с внешним обликом  включенных в них работ. Так, из названия «квадратные люди» следует, что здесь в изображении людей скульптор исходит из квадрата как геометрической формы и куба как геометрического объема, подчиняющего себе форму произведения.

 

Руслан Бахтияров. 

 

 

   

     

 

   

     

 

КАТАЛОГ РАБОТ

ПРОДАНО:

ПРОДАЕТСЯ:



© 2009-2024г. София Касым, Галерея Современной Скульптуры и Пластики
© 2009-2010г. Евгений Шемшуренко, дизайн веб-сайта c 2009г. www.denero.ru разработка веб-сайта